Блог Зау Таргиски (zautargiski) wrote,
Блог Зау Таргиски
zautargiski

Про школьные предметы, которые «не пригодятся»

https://targiski.wordpress.com/2018/11/08/%d0%bf%d1%80%d0%be-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d1%8b-%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%b5-%d0%bd%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b3/

http://targiski.wordpress.com/?p=16823

Простите, сиквел к триквелу «эта тригонометрия в жизни мне не пригодилась».

Я знаю, что это такое «ребенок не математик» или «ребенок не очень физкультурник». Да, мы все разные, это нормально. Сейчас я исключительно про «есть вещи, которые не пригодятся, и их надо из школьной программы изъять».

Первая часть фразы у меня возражений не вызывает, вторая вызывает. Когда человек на полном серьезе считает, что даже минимальные параграфы по предмету, который в будущем не нужен, не нужны в программе совсем, у меня есть много возражений (я вообще, а не в сторону кого-то. Я в сторону тех обсмеиваемых тетенек на картинке).

Школьная программа — это сборная солянка. Она дает минимум по разным предметам (с возможностью выбрать профиль) не потому, что это все в жизни пригодится, а потому, что оно МОЖЕТ пригодиться в момент, когда захочется переобуться в прыжке и уйти в другом направлении. Такое бывает, школа такую возможность дает.

Помимо этого, есть некий «культурный уровень». Ты можешь не очень помнить всякие правила буравчика, но курс того, «что тебе в жизни никогда не пригодится», обеспечивает некоторый осадок в мозгах, не давая людям совсем съехать в пещерное состояние. И то не очень работает, замечу, а если эти предметы убрать, будет совсем беда.

И последнее: эти предметы — разнообразные — закладывают основы умений производить разные мысленные операции. И вот это уже очень важно, потому что потом это тоже можно наработать, но есть вещи, которые во взрослом возрасте нарабатываются с трудом. Не знания! Не навыки профессиональные! А сама возможность эти навыки приобретать. Как память развивать все-таки лучше в раннем возрасте, а не в 25 — отдача будет выше. В 25 вы быстрее язык выучите, это да. Правда, у вас будет меньше времени на это, скорее всего, но поднапрягшись, вы освоите его быстрее, чем в 7, вам будет проще. А вот для для развития памяти с нуля это уже поздновато.

Так вот все это решение задач и «поиск главной мысли в произведении Пушкина» — разные виды мысленных операций. Вы можете не помнить, что такое парабола, но умение находить алгоритм для решения задачи — это важный навык. Умение читать более-менее сложные тексты — как художественные, так и научные — тоже важный. Вы можете их потом НЕ читать, но вы сможете удержать в голове фразу длиннее, чем то, что написано на заборе. И вот это — пригодится.

Это возможности. Ими можно не пользоваться! Но они есть. В то время, как убери эти предметы из программы, и этих возможностей не будет совсем, ни у кого. И в 25 лет человек не освоит легко и быстро то, что ему нужно, потому что осваивать ему будет нечем.

Вот эти возможности и есть база. Не чертовы формулы, не пифагоровы штаны, не my name is Vasya. Выкинем эти вещи из программы — там будет дырка, и умений этих, базовых, у детей не будет.

Если вы думаете, что умение решать задачи вам не пригодится, то это вы, возможно, просто не сталкивались с человеком, который задачи решать совсем не умеет. Вот вы, не зная адрес какой-то конторы, но имея под рукой документ из этой конторы с адресом, знаете, что там можно посмотреть. А он не знает. И не потому, что он «глупый», «плохой» и он здоров. Он просто не увязывает одно с другим в голове вообще. Пифагоровы штаны вам не пригодятся, а умение сопоставлять данные и решать задачи — пригодится.

И повторюсь для тех, кто хочет обидеться: то, что у вас два по математике, не делает вас глупым. Плохим. У каждого есть вещи, которые удаются хуже. Это значит только то, что если выбросить из школьной программы эти навыки и эти предметы, и у вас, и у других людей все станет гораздо хуже с этим.

Конечно, нет никакой нужды по всем предметам иметь пять. Что-то будет в приоритете, что-то мы сливаем, что-то на фиг надо, качаем из тырнета для доклада, потому что это не нужно никому. Да и школьная программа и организация школьного обучения — отдельная попаболь. Но рассуждение «это девочкам не пригодится» и «мальчикам это не нужно», «нужно повыкидывать из школьной программы всю информацию, которую ребенок не будет использовать» — это, на мой взгляд, непонимание того, как человеческий мозг работает. Загоняться на некоторые темы не надо, это да. А вот выкидывать только потому, что лично кому-то когда-то не зашли формулы, это ой. Примерно так же рассуждали в свое время те люди, которые не сильно хотели, чтоб ребенок учился грамоте: тут сеять надо, пахать, за младшими присматривать, какая еще грамота, зачем она ребенку. А позиция «зачем он читает столько книг, только мозг засоряет и глаза ломает!» до сих пор бытует много где.

Всему, всему можно научиться во взрослом возрасте, это верно. Но для этого нужно иметь мозг, приспособленный для быстрого освоения этих разнообразных навыков. И он тренируется все-таки не в 40 лет 🙂

Это не в чей-то адрес было сейчас. Это мое сочинение на тему, которая пришла мне в голову во время чтения комментариев к комментариям.

UPD: на всякий случай еще — из этих тем немедленно вырастают темы «организация обучения в школе не прививает, потому что учителя, потому что программа, потому что все плохо». Я очень-очень сейчас хочу оградить конкретно тему разнообразия навыков в программе и тему реализации на местах.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments